Отчет Тема: Экологизация учебно-воспитательного процесса 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: В целях формирования экологизации учебно-воспитательного процесса разработана концепция и комплекс необходимых мероприятий: 1.1. Учебно-методическое направление: оптимизация процесса обучения учащихся на основе общеобразовательных школьных программ, так как изучение современных школьных экологических программ и учебников естественнонаучных дисциплин показало, что в них имеются большие возможности для экологического обучения и воспитания подростков, но реализованы эти возможности недостаточно. 1.2. Инновационное направление: Совершенствование содержания учебных программ по естественно-научным дисциплинам с учетом экологических вопросов и соответствующей современной научно- технической информации. 1.3. Дополнительно образовательное и профориентационное направление: Введение в учебный процесс школы различных спецкурссов и факультативов экологического характера. 1.4. Научно-исследовательское направление: Активизация участия подростков в разнообразной научно-исследовательской, природоохранной деятельности, организация различных экологических лагерей, общешкольных туристических слётов, экскурсий на природу и т.д. 1.5. Учебно-воспитательное направление: Расширение и углубление всех видов внеурочной деятельности по экологическому воспитанию: познавательной, трудовой, опытнической, краеведческой и т. д. 1.6. Пропагандистское, просветительское направление: Отражение вопросов экологизации в учебно-воспитательном процессе, в документации образовательного учреждения и в публикациях (в уставе, в плане учебно-воспитательной работы, в районной и городской печати, выступлениях по телевидению и т. д.). 1.7. Связь школы с внешними организациями 1. УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учителя начальных классов – 6 человек Учителя средних классов – 8 человек Учителя старших классов – 3 человека Зам. директора по экспериментальной работе, Еремина Тамара Аркадьевна – 0,5 ставки, Исламова Юлия Владимировна – 0,5 ставки научный руководитель: Захлебный А.Н., доктор пед. наук, председатель Научного совета по проблемам экол. образования при президиуме РАО Методист (по разработке содержания регионального компонента); Методист (по организации опытно-экспериментальной работы в школе); Педагог дополнительного образования; Инженер (системный администратор школьного сайта) Индивидуальное штатное расписание: - количество участников экспериментальной деятельности – (30); - наличие функциональных обязанностей на каждого – (имеются). Исходная квалификация учителей, включенных в эксперимент и изменения в 2005/2006 учебном году: - аттестованы на высшую категорию – (4); - аттестованы на первую категорию – (12); - получили ученую степень – нет; - получили звание «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник образования» и др. (12). Итого: участвуют в экспериментальной работе: - доктора наук - (1); - кандидаты наук - (0); - имеют высшую категорию - (4); - имеют первую категорию - (12); - имеют почетные звания: «Заслуженный учитель РФ» (3), «Почетный работник образования»(2), «Отличник народного образования» (7). Учащиеся 1-4 классов – 65 человека Учащиеся 5-9 классов – 60 человек Учащиеся 10-11 классов – 30 человек 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: 3.1.Учебно-методическое направление Работа школы по «Экологизация учебно-воспитательного процесса» ведется третий год в соответствии с единым планом работы коллектива и концепции на 2005 – 2007 учебные года. Наша школа находится в неблагоприятных экологических условиях для учащихся, в этой связи педагогический коллектив и решил участвовать в экологическом эксперименте. Региональный компонент в учебном плане представлен предметами: москвоведение, экология, экономика, ОБЖ. На изучение этих предметов отводится 1 час в неделю, причем москвоведение как самостоятельная дисциплина проводится только в гимназическом классе (5а) один час в неделю, в остальных классах предмет «москвоведение» интегрируется с историей. Также часы школьного компонента используются на организацию индивидуальных и групповых занятий во второй половине дня (подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсионная деятельность по отдельным предметам, проектно-исследовательская деятельность). Обновление содержания учебных программ с внесением экологических тем в учебные дисциплины: - Разработана программа для 1 кл. по курсу «Мир вокруг нас» Каспарова Л. Р. Открытый урок «Как мы узнаем, что наступила осень» 1 кл. Волкова Д. Б. - Разработан тематический план «Экология для младших школьников» Корецкая Е.А., апробировано на учащихся 2 «А» кл. - Разработана программа «Экология и я» 2 кл. Королева М.А. - Программа для 3 кл. по природоведению Берникова Г. А.Разработка урока «Использование природы человеком и её охрана» для 3 кл. Ильина Е. А. Разработаны авторские программы по экологизации следующих дисциплин: 1. По английскому языку «Влияние экологии на здоровье человека» О.Н.Комаринцева 2. Разработка урока по английскому языку по теме «Защита окружающей среды» Нарышкина Т. И. 3. На уроках литературы и русскоготязыка для 7 (более 10 тем), 10 кл. (более 7 тем), 11 кл. (более 12 тем) Каплан Л. И. 4 На уроках москвоведение (9-11 кл. 6 тем по экологическим проблемам), 5. мировая художественная литература 7 кл. 2 темы по экологии, 6. Изобразительное искусство 4-6 кл. 8 тем, с последующей организацией тематических выставок и проведения конкурсров экоплаката «Экология города», «Здоровье и окружающая среда Осколович Т. Ф. 3.2.Инновационное направление (содержание региональной компоненты – «вода», для экологического образования в столичном мегаполисе «вода» является одним из самых важных и интересных объектов изучения в городских экспериментальных площадках) На уроках средней школы по учебному плану внедрена инновационная разработка по проблемам экологии с использованием методики ведения уроков по теме: «Вода – залог здоровья». Проведен окружной семинар по теме: «Экологизация учебно-воспитального процесса в начальной школе» на базе школы по данной инновационной программе Проведена апробация инновационной программы по следующим направлениям: 1.Учебно-методическое направление. Урок природоведения во 2 классе /учитель Волкова Г.Б./ с применением наглядных пособий по определению кислотно-щелочной и нейтральной среды в воде индикатором. 2. Воспитательное направление Внеклассный час 4 класс по теме: «Вода – залог здоровья»./Еремина Т.А./ с демонстрацией опытов по определению катионов и анионов в воде. 3. Экологизация смежных дисциплин. Разработка уроков истории, чтения, природоведения с экологическим компонентом в школе, открытые уроки на окружном семинаре. Состав участников: учителя начальных классов Берникова Г.А., Волкова Г.Б., Каспарова Л.Р.. Директору школы, окружным методистом ОМЦ объявлена благодарность. Предложено всем начальным классам школ и дошкольным учреждениям округа применять на уроках материалы разработок окружного семинара, проведенного в школе № 221 (см. приложение). 3.3. Дополнительно образовательное и профориентационное направление: Посещение лекций по экологии в политехническом музее имеет определенное значение в экологизация учебно-воспитательного процесса, так были посещены фонтаны города Москвы учащимися 6 классов, которые отметили, что необходимо беречь эту прекрасную волнующую красоту, неотъемлемую часть природы нашего города, классные часы о фонтанах проведены во всех классах начальной и средней школы. Учащиеся нашей школы держат связь с кафедрой менеджмента Российской международной академии туризма.Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в различные города России с целью изучения экологической обстановки. Учащиеся старших классов работали в ботаническом саду, где занимались уборкой территории, посадкой деревьев, кустарников, прививкой деревьев, оформлением клумб. Свои наблюдения за деревьями, растущие в ботаническом саду они рассказали на классных часах и общешкольном собрании с показом фотографий, альбомов. На базе нашей школы по программе дополнительного образования ведется занятие в объединении «Апистудия» от МГСЮН. 3.4. Научно-исследовательское направление Работа по выше указанному эксперименту продолжается уже третий год. За прошедшие два года получены следующие результы: • Учащиеся нашей школы участвовали в окружных, районных и городских мероприятиях. Команда школы заняла первое призовое место по теме: «Вода». Школа и участники награждены грамотами Северного округа. • Ученики старших классов в кружке «Экология и мы» проделали эксперимент на наличие катионов и анионов в воде и почве. Этот эксперимент вылился в открытый классный час «Вода – залог здоровья». Затем на основе этих экспериментов были разработаны уроки, которые в форме открытых уроков были прдемонстрированы на окружном семинаре для преподавателей начальных школ. На третий год работы по теме: «Экологизация учебно-воспитательного процесса», преподавателям была предложена тематика исследовательских работ по регионам следующим темам: • Разнотравье • Редкие овощи • Лечебные травы • Кустарники • Виды деревьев • Грибы (съедобные) • Грибы (ядовитые) • Растения болотистых мест • Вода - источник жизни, - жесткость воды, - мягкая вода - определение содержания ионов в водоемах Северного округа • Домашние растения • Почва, ее состав, виды, определение ионов, находящихся в почве. Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшей социальной. Отрицательное воздействие человека на окружающую сферу приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Мы должны накопить надежные данные о современном состоянии среды, обосновать знания о взаимодействии важных экологических факторах, по-возможности разработать вместе с учащимися методы уменьшения вреда, наносимого природе человеком – это и есть цель нашей темы: «Экологизация учебно-воспитательного процесса». Школа два года участвует в интренет-конференции по городам: «Чита, Иркутск, Братск», принимала участие в перекличке городов, задавая вопросы по сохранению экологии священного озера Байкал. По проблемам экологии учащиеся всех классов сотрудничают с такими городами как: Семипалатинск, Караганда, Чимкет (города Казахстана, где прошли акции о запрещении подземных взрывов ядерных бомб, под руководством поэта Казахстана Олжаса Сулейменова). 3.5. Учебно-воспитательное направление: Педагогический коллектив школы целенаправленно воспитывает у учащихся бережное отношение к природе, ко всему окружающему миру, их деятельность охватывает множество проблем и разнообразие форм проведения мероприятий. Основной целью воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося, его способностей с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей. Для достижения этой цели в школе организована следующая система воспитательной работы: заместитель директора по воспитательной работе – старший вожатый- классные руководители - совет школы учащихся - старосты классов – класс - родительская общественность. Также в школе сложилась внеурочная система воспитательной работы. Для оказания помощи классным руководителям в их работе по выше указанному вопросу работает совет в составе: Гулиной Т. П. (директор школы), Ереминой Т. А. (зам. по ЭП), Астаховой А. Л., Ариповой В. А., Забровской О. В., где рассматриваются следующие вопросы: • Планирование работы • Выбор тем по вопросу: «Экологизация учебно-воспитательного процесса» • Обмен опытом работы классных руководителей • Проведение классных часов, мероприятий • Разработка программы по различной тематике. Проведено более 80 классных часов с показом фильмов («Ураганы», «Цунами», «Пожары», «Наводнение», «Вулканы», и др.) В школе проводились общешкольные родительские собрания на тему: «О вреде курения», «О психотропных веществах». Развитие воспитательной системы Направления Мероприятия Экологическая компонента Примеры мужества при охране окружающей среды, природ-ного и культурного наследия Знакомство с понятием «Красная книга», с законом «Об охране окружающей среды», с основами природопользования и экологического права Формирование здорового образа жизни у детей с 1-го класса Все мероприятия проводятся с элементами экологического воспитания (беседы и выступления, например, об экологической пище, о санитарно-гигиеническом поведении) Проведение родительских собраний на экологические темы Гражданско-патриотическое Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, традиционный выезд на линию обороны Москвы Нравственно-правовое Организация лекций, классных часов, диспутов, конкурсов сочинений и т.д. по вопросам изучения и знакомства с правовыми Законами РФ, профилактика правонарушений и т.д. Спортивно-оздоровительное Проведение Дней здоровья, турслетов, спортивных мероприятий и т.д. оздоровительного характера Гуманитарно-эстетическое Проведение культурно-досуговых мероприятий (конкурсы «Звездная кухня», «Мистер и Мисс школы», КВН и др.) Развитие ученического самоуправления Организация работы Совета школы Подготовка и проведение школьных мероприятий Работа с родителями Организация работы родительских комитетов классов, школы Проведение лекций по различным вопросам взаимовоспитания учащихся школы 1. На первом этапе проведена подготовка педагогического коллектива к экологической экспериментальной деятельности. 2. Проработан ряд теоретических источников по данной проблеме. 3. Разработана концепция и программа развития по этапам экологической экспериментальной площадки. 4. Проведена разъяснительная работа среди учащихся. 5. Проведен ряд внутришкольных мероприятий экологической направленности: - конкурс школьных сочинений на тему: «Твой зеленый друг», «Автомобиль мой друг и враг», «Чем дышит город?», «Мое обращение к мэру по вопросу экологии»; - конкурс газет, плакатов; - викторины: «Земля наш общий дом!» (1 – 4 кл.); - конкурс «Экоэрудит» (5 – 8, 10 кл.); - круглые столы на тему «Здоровье человека» (5 – 11 кл.); - сбор макулатуры; - конкурс на оформление школьных клумб: «Цветик - восьмицветик»; 6. Участие в городских мероприятиях: - конкурс «Ваше Величество Вода», учредитель являлся МГП «Мосводоканал». Команда заняла призовое I место.( 6 кл.); - Экологическая эстафета «Первоцветы» (3 классы); - мероприятие «День птиц» в ВВЦ (6 классы); - ХХ Московская городская «Зеленая олимпиада» ( 8 кл.) 7. Проведены экскурсии в социо-природную среду: - Волоколамск; - Тимирязевский парк; - Петровский парк; 8. Осуществление программы «Экологический туризм и отдых учащихся»: - Мураново; - Коломенское; - Звенигородский район; - Витенево (2-х дневная поездка); - Теплоходная поездка по реке Волге; - Экологический лагерь на озере Селигер (июнь – июль). 9. Проведение на базе МГСЮН филиала №1 занятий с начальной школой по курсу «Мир вокруг нас», и участие в их мероприятиях. |
|
E-mail: shkola221@mail.ru | |