Отчет
Тема: Экологизация учебно-воспитательного процесса

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
В целях формирования экологизации учебно-воспитательного процесса разработана концепция и комплекс необходимых мероприятий:
1.1. Учебно-методическое направление: оптимизация процесса обучения учащихся на основе общеобразовательных школьных программ, так как изучение современных школьных экологических программ и учебников естественнонаучных дисциплин показало, что в них имеются большие возможности для экологического обучения и воспитания подростков, но реализованы эти возможности недостаточно.
1.2. Инновационное направление: Совершенствование содержания учебных программ по естественно-научным дисциплинам с учетом экологических вопросов и соответствующей современной научно- технической информации.
1.3. Дополнительно образовательное и профориентационное направление: Введение в учебный процесс школы различных спецкурссов и факультативов экологического характера.
1.4. Научно-исследовательское направление: Активизация участия подростков в разнообразной научно-исследовательской, природоохранной деятельности, организация различных экологических лагерей, общешкольных туристических слётов, экскурсий на природу и т.д.
1.5. Учебно-воспитательное направление: Расширение и углубление всех видов внеурочной деятельности по экологическому воспитанию: познавательной, трудовой, опытнической, краеведческой и т. д.
1.6. Пропагандистское, просветительское направление: Отражение вопросов экологизации в учебно-воспитательном процессе, в документации образовательного учреждения и в публикациях (в уставе, в плане учебно-воспитательной работы, в районной и городской печати, выступлениях по телевидению и т. д.).

1.7. Связь школы с внешними организациями




1. УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Учителя начальных классов – 6 человек
Учителя средних классов – 8 человек
Учителя старших классов – 3 человека

Зам. директора по экспериментальной работе, Еремина Тамара Аркадьевна – 0,5 ставки, Исламова Юлия Владимировна – 0,5 ставки
научный руководитель: Захлебный А.Н., доктор пед. наук, председатель Научного совета по проблемам экол. образования при президиуме РАО
Методист (по разработке содержания регионального компонента);
Методист (по организации опытно-экспериментальной работы в школе);
Педагог дополнительного образования;
Инженер (системный администратор школьного сайта)
Индивидуальное штатное расписание:
- количество участников экспериментальной деятельности – (30);
- наличие функциональных обязанностей на каждого – (имеются).
Исходная квалификация учителей, включенных в эксперимент и изменения в 2005/2006 учебном году:
- аттестованы на высшую категорию – (4);
- аттестованы на первую категорию – (12);
- получили ученую степень – нет;
- получили звание «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник образования» и др. (12).
Итого: участвуют в экспериментальной работе:
- доктора наук - (1); - кандидаты наук - (0);
- имеют высшую категорию - (4); - имеют первую категорию - (12);
- имеют почетные звания: «Заслуженный учитель РФ» (3), «Почетный работник образования»(2), «Отличник народного образования» (7).

Учащиеся 1-4 классов – 65 человека
Учащиеся 5-9 классов – 60 человек
Учащиеся 10-11 классов – 30 человек


2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

3.1.Учебно-методическое направление

Работа школы по «Экологизация учебно-воспитательного процесса» ведется третий год в соответствии с единым планом работы коллектива и концепции на 2005 – 2007 учебные года.
Наша школа находится в неблагоприятных экологических условиях для учащихся, в этой связи педагогический коллектив и решил участвовать в экологическом эксперименте.
Региональный компонент в учебном плане представлен предметами: москвоведение, экология, экономика, ОБЖ. На изучение этих предметов отводится 1 час в неделю, причем москвоведение как самостоятельная дисциплина проводится только в гимназическом классе (5а) один час в неделю, в остальных классах предмет «москвоведение» интегрируется с историей.
Также часы школьного компонента используются на организацию индивидуальных и групповых занятий во второй половине дня (подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсионная деятельность по отдельным предметам, проектно-исследовательская деятельность).
Обновление содержания учебных программ с внесением экологических тем в учебные дисциплины:
- Разработана программа для 1 кл. по курсу «Мир вокруг нас» Каспарова Л. Р.
Открытый урок «Как мы узнаем, что наступила осень» 1 кл. Волкова Д. Б.
- Разработан тематический план «Экология для младших школьников» Корецкая Е.А., апробировано на учащихся 2 «А» кл.
- Разработана программа «Экология и я» 2 кл. Королева М.А.
- Программа для 3 кл. по природоведению Берникова Г. А.Разработка урока «Использование природы человеком и её охрана» для 3 кл. Ильина Е. А.
Разработаны авторские программы по экологизации следующих дисциплин:
1. По английскому языку «Влияние экологии на здоровье человека» О.Н.Комаринцева
2. Разработка урока по английскому языку по теме «Защита окружающей среды» Нарышкина Т. И.
3. На уроках литературы и русскоготязыка для 7 (более 10 тем), 10 кл. (более 7 тем), 11 кл. (более 12 тем) Каплан Л. И.
4 На уроках москвоведение (9-11 кл. 6 тем по экологическим проблемам),
5. мировая художественная литература 7 кл. 2 темы по экологии,
6. Изобразительное искусство 4-6 кл. 8 тем, с последующей организацией тематических выставок и проведения конкурсров экоплаката «Экология города», «Здоровье и окружающая среда Осколович Т. Ф.


3.2.Инновационное направление

(содержание региональной компоненты – «вода», для экологического образования в столичном мегаполисе «вода» является одним из самых важных и интересных объектов изучения в городских экспериментальных площадках)

На уроках средней школы по учебному плану внедрена инновационная разработка по проблемам экологии с использованием методики ведения уроков по теме: «Вода – залог здоровья».
Проведен окружной семинар по теме: «Экологизация учебно-воспитального процесса в начальной школе» на базе школы по данной инновационной программе
Проведена апробация инновационной программы по следующим направлениям:
1.Учебно-методическое направление. Урок природоведения во 2 классе /учитель Волкова Г.Б./ с применением наглядных пособий по определению кислотно-щелочной и нейтральной среды в воде индикатором.
2. Воспитательное направление Внеклассный час 4 класс по теме: «Вода – залог здоровья»./Еремина Т.А./ с демонстрацией опытов по определению катионов и анионов в воде.
3. Экологизация смежных дисциплин. Разработка уроков истории, чтения, природоведения с экологическим компонентом в школе, открытые уроки на окружном семинаре. Состав участников: учителя начальных классов Берникова Г.А., Волкова Г.Б., Каспарова Л.Р..
Директору школы, окружным методистом ОМЦ объявлена благодарность.
Предложено всем начальным классам школ и дошкольным учреждениям округа применять на уроках материалы разработок окружного семинара, проведенного в школе № 221 (см. приложение).






3.3. Дополнительно образовательное и профориентационное направление:
Посещение лекций по экологии в политехническом музее имеет определенное значение в экологизация учебно-воспитательного процесса, так были посещены фонтаны города Москвы учащимися 6 классов, которые отметили, что необходимо беречь эту прекрасную волнующую красоту, неотъемлемую часть природы нашего города, классные часы о фонтанах проведены во всех классах начальной и средней школы.
Учащиеся нашей школы держат связь с кафедрой менеджмента Российской международной академии туризма.Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в различные города России с целью изучения экологической обстановки.
Учащиеся старших классов работали в ботаническом саду, где занимались уборкой территории, посадкой деревьев, кустарников, прививкой деревьев, оформлением клумб. Свои наблюдения за деревьями, растущие в ботаническом саду они рассказали на классных часах и общешкольном собрании с показом фотографий, альбомов.
На базе нашей школы по программе дополнительного образования ведется занятие в объединении «Апистудия» от МГСЮН.

3.4. Научно-исследовательское направление

Работа по выше указанному эксперименту продолжается уже третий год. За прошедшие два года получены следующие результы:

• Учащиеся нашей школы участвовали в окружных, районных и городских мероприятиях. Команда школы заняла первое призовое место по теме: «Вода». Школа и участники награждены грамотами Северного округа.
• Ученики старших классов в кружке «Экология и мы» проделали эксперимент на наличие катионов и анионов в воде и почве. Этот эксперимент вылился в открытый классный час «Вода – залог здоровья». Затем на основе этих экспериментов были разработаны уроки, которые в форме открытых уроков были прдемонстрированы на окружном семинаре для преподавателей начальных школ.

На третий год работы по теме: «Экологизация учебно-воспитательного процесса», преподавателям была предложена тематика исследовательских работ по регионам следующим темам:
• Разнотравье
• Редкие овощи
• Лечебные травы
• Кустарники
• Виды деревьев
• Грибы (съедобные)
• Грибы (ядовитые)
• Растения болотистых мест
• Вода - источник жизни, - жесткость воды, - мягкая вода
- определение содержания ионов в водоемах Северного округа
• Домашние растения
• Почва, ее состав, виды, определение ионов, находящихся в почве.
Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшей социальной. Отрицательное воздействие человека на окружающую сферу приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Мы должны накопить надежные данные о современном состоянии среды, обосновать знания о взаимодействии важных экологических факторах, по-возможности разработать вместе с учащимися методы уменьшения вреда, наносимого природе человеком – это и есть цель нашей темы: «Экологизация учебно-воспитательного процесса».
Школа два года участвует в интренет-конференции по городам: «Чита, Иркутск, Братск», принимала участие в перекличке городов, задавая вопросы по сохранению экологии священного озера Байкал.
По проблемам экологии учащиеся всех классов сотрудничают с такими городами как: Семипалатинск, Караганда, Чимкет (города Казахстана, где прошли акции о запрещении подземных взрывов ядерных бомб, под руководством поэта Казахстана Олжаса Сулейменова).

3.5. Учебно-воспитательное направление:
Педагогический коллектив школы целенаправленно воспитывает у учащихся бережное отношение к природе, ко всему окружающему миру, их деятельность охватывает множество проблем и разнообразие форм проведения мероприятий.
Основной целью воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося, его способностей с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей. Для достижения этой цели в школе организована следующая система воспитательной работы: заместитель директора по воспитательной работе – старший вожатый- классные руководители - совет школы учащихся - старосты классов – класс - родительская общественность. Также в школе сложилась внеурочная система воспитательной работы.
Для оказания помощи классным руководителям в их работе по выше указанному вопросу работает совет в составе: Гулиной Т. П. (директор школы), Ереминой Т. А. (зам. по ЭП), Астаховой А. Л., Ариповой В. А., Забровской О. В., где рассматриваются следующие вопросы:
• Планирование работы
• Выбор тем по вопросу: «Экологизация учебно-воспитательного процесса»
• Обмен опытом работы классных руководителей
• Проведение классных часов, мероприятий
• Разработка программы по различной тематике.
Проведено более 80 классных часов с показом фильмов («Ураганы», «Цунами», «Пожары», «Наводнение», «Вулканы», и др.)
В школе проводились общешкольные родительские собрания на тему: «О вреде курения», «О психотропных веществах».

Развитие воспитательной системы

Направления Мероприятия Экологическая компонента
Примеры мужества при охране окружающей среды, природ-ного и культурного наследия

Знакомство с понятием «Красная книга», с законом «Об охране окружающей среды», с основами природопользования и экологического права



Формирование здорового образа жизни у детей с 1-го класса

Все мероприятия проводятся с элементами экологического воспитания (беседы и выступления, например, об экологической пище, о санитарно-гигиеническом поведении)



Проведение родительских собраний на экологические темы
Гражданско-патриотическое Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, традиционный выезд на линию обороны Москвы
Нравственно-правовое Организация лекций, классных часов, диспутов, конкурсов сочинений и т.д. по вопросам изучения и знакомства с правовыми Законами РФ, профилактика правонарушений и т.д.
Спортивно-оздоровительное Проведение Дней здоровья, турслетов, спортивных мероприятий и т.д. оздоровительного характера
Гуманитарно-эстетическое Проведение культурно-досуговых мероприятий (конкурсы «Звездная кухня», «Мистер и Мисс школы», КВН и др.)
Развитие ученического самоуправления Организация работы Совета школы
Подготовка и проведение школьных мероприятий
Работа с родителями Организация работы родительских комитетов классов, школы
Проведение лекций по различным вопросам взаимовоспитания учащихся школы
1. На первом этапе проведена подготовка педагогического коллектива к экологической экспериментальной деятельности.
2. Проработан ряд теоретических источников по данной проблеме.
3. Разработана концепция и программа развития по этапам экологической экспериментальной площадки.
4. Проведена разъяснительная работа среди учащихся.
5. Проведен ряд внутришкольных мероприятий экологической направленности:
- конкурс школьных сочинений на тему: «Твой зеленый друг», «Автомобиль мой друг и враг», «Чем дышит город?», «Мое обращение к мэру по вопросу экологии»;
- конкурс газет, плакатов;
- викторины: «Земля наш общий дом!» (1 – 4 кл.);
- конкурс «Экоэрудит» (5 – 8, 10 кл.);
- круглые столы на тему «Здоровье человека» (5 – 11 кл.);
- сбор макулатуры;
- конкурс на оформление школьных клумб: «Цветик - восьмицветик»;
6. Участие в городских мероприятиях:
- конкурс «Ваше Величество Вода», учредитель являлся МГП «Мосводоканал». Команда заняла призовое I место.( 6 кл.);
- Экологическая эстафета «Первоцветы» (3 классы);
- мероприятие «День птиц» в ВВЦ (6 классы);
- ХХ Московская городская «Зеленая олимпиада» ( 8 кл.)
7. Проведены экскурсии в социо-природную среду:
- Волоколамск;
- Тимирязевский парк;
- Петровский парк;
8. Осуществление программы «Экологический туризм и отдых учащихся»:
- Мураново;
- Коломенское;
- Звенигородский район;
- Витенево (2-х дневная поездка);
- Теплоходная поездка по реке Волге;
- Экологический лагерь на озере Селигер (июнь – июль).
9. Проведение на базе МГСЮН филиала №1 занятий с начальной школой по курсу «Мир вокруг нас», и участие в их мероприятиях.
E-mail: shkola221@mail.ru
 

Используются технологии uCoz